Главная » Файлы » Статьи |
14.08.2017, 17:24 | |
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Шумкова Н.В., учитель-дефектолог КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №2» г. Бийска
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основные образовательные программы начального и основного общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, а также способности активного участия в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов основных образовательных программ начального и основного общего образования. Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. С учетом психофизических особенностей обучающихся при планировании внеурочной деятельности по общекультурному направлению в нашей организации педагогами было принято решение прививать обучающимся традиции русской культуры через русские народные сказки. Данная программа «По тропинкам русских сказок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Целью программы является формирование у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью культурных традиций на основе изучения русских народных сказок. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
На внеурочную деятельность по общекультурному направлению отводится 1 час в неделю. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому занятия предполагают игровую деятельность. Игры с дидактическим материалом, подвижные игры - вызывают эмоционально-положительный настрой у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые помогают снять напряжение. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, обучающиеся учатся понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. Дети начинают овладевать нормами и правилами поведения, у них формируются представления о том, что хорошо, а что плохо. Занятия носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет обучающимся с умственной отсталостью лучше запомнить сюжет. В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения. На занятиях используются разные методы обучения. Дети учатся слушать педагога, одноклассников, они учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Подход к определению результатов внеурочной деятельности происходит из личностных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности. 2. Позитивно относиться к общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. 3. Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». 4. Выражать свое эмоциональное состояние, настроение. 5. Уметь преодолевать трудности для достижении результата. Предметные результаты: 1.Внимательно слушать рассказчиков. 2. Анализировать и сравнивать героев сказок. 3. Различать и узнавать изученные русские народные сказки. 4. Уметь пересказывать сказки используя наглядны материал. 5. Уметь использовать в играх-драматизациях предметы-заместители. 6. Уметь держать диалог по содержанию сказки. Помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности происходит реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также успешную социальную адаптацию. | |
Просмотров: 762 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |