Организация коррекционных занятий

 с обучающимися по варианту 2.

 

Обучающимся по варианту 2  предусмотрены  обязательные коррекционные курсы, одним из которых является курс «Сенсорное развитие».

Целью данного коррекционного курса является обогащение чувственного опыта обучающегося через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Исходя, из рекомендаций ФГОС  в программу  курса включены восемь разделов:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  •  восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Раздел

Содержание раздела

Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая стороны).

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин обозначение словом (большой-маленький). Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток).

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (сладкий, горький). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).

Развитие слухового восприятия.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий).

Развитие зрительного восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои  ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Занятия проводятся  во вторую половину дня, продолжительность от 15-20 до 30-35 минут. Количество часов предусмотренных учебным планом – 99 ч. (3 раза  в неделю).

             В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, коррекционный курс имеет безоценочную систему.

Для построения  занятий необходимо учитывать специфику работы с данной категорией детей, а именно:

- для повышения мотивации вводим сюрпризный момент (пришла в гости Кукла, зайчик и т.д.). Вся деятельность этой группы обучающихся должна быть направлена для кого-то, для чего-то. Н-р: будем выкладывать дорожку для зайчика; будем штриховать цветочки для мамы; нарисуем для выставки  и др.;

- желательно, чтобы занятие было связано одним сюжетом (так детей легче привлечь, занятие носит легкость и непринужденность);

- задания подбираются таким образом, чтобы их закончить на данном занятии, обучающийся должен увидеть результат своей работы;

- все задания носят практический характер: выкладывают, штрихуют, накладывают, обводят, раскладывают и т.д.;

- каждое занятие заканчивается позитивно, обучающиеся оценивают свою деятельность через рефлексию. Н-р: выкладывают солнышку лучики, высаживают цветочки на полянку и др.

Для привлечения детей к деятельности, выработки и них усидчивости (целеустремлённости) на своих занятиях использую карточки для построения алгоритма занятия, которые помогают обучающимся не только сосредоточить свои возможности, но и в подведении итога занятия, дети опираются на зрительные ориентиры. На каждой карточке  изображена картинка, которая подходит данной деятельности и название  деятельности (Н-р: картинка мозаики – надпись – выкладывание из мозаики, картинка ручка – надпись – писать и др.). Сначала план занятия выстраивается педагогом, затем постепенно некоторые моменты могут выстраивать обучающиеся. Н-р: пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, рефлексия – картинка солнышка – надпись – расставлять лучики  и др.

Развитие обучающихся по варианту 2 происходит только через элементарные игры, которые повторяются на дальнейших занятиях, пока не отработается четкость действий (учитывать психофизические возможности каждого индивидуально).

Так же по ФГОС обязательным коррекционным курсом является курс «Коррекционно-развивающие занятия», в нашем учреждении мы решили ввести курс «Игрокоррекция».  Количество часов предусмотренных учебным планом – 66 ч. (2 раза  в неделю).

Выбор данного курса не случаен, так как уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка. У обучающихся по варианту 2 игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Наблюдая за данной категорией детей, мы видим, что у них нет потребности к игре.

Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями. Игра является также средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольности поведения – ребенок учится выполнять определенные действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли, что будет им необходимо в социуме. Процесс обучения игре детей с выраженными интеллектуальными нарушениями строится с учетом закономерностей её развития у нормально развивающих детей. Поэтому мы опираемся:

1. Построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов (принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения; системности и последовательности; наглядности; доступности; связи содержания обучения с жизненным опытом).

2. Общность содержания обучения игре (содержание игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде, в которой они воспитываются).

3. Комплексный характер обучения игре (предполагает формирование не только игровых действий, но и системы знаний о жизни и деятельности людей).

4. Использование различных форм организации процесса обучения игре, а также разнообразных методов и приемов, обеспечивающих формирование знаний и навыков.

5. Организация развивающей среды.

 

Цель курса «Игрокоррекция»: формирование у обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью игровых действий и умений.

Курс направлен на решение следующих задач:

  • учить обучающегося воспринимать  цель игры с предметами-орудиями и строить в соответствии с ней свою деятельность;
  • учить осуществлять реальные и игровые действия по подражанию, образцу и по словесной просьбе взрослого;
  • учить осуществлять поиск вспомогательных предметов-орудий для игровой ситуации;
  • вызывать интерес к образным игрушкам и желание играть с ними;
  • обогащать представления о предметном и социальном окружении;
  • воспитывать культуру выражения эмоций в процессе игр.

Курс предусматривает обучение по следующим  разделам игр:

  • предметные;
  • ролевые;
  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • подвижные.

Предметные игры - это действия с предметами, цепочка действий, направленных на достижение определенного результата. Предметные игры способствуют развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями, обеспечивают сенсорное и интеллектуальное развитие. Тематика игр примитивна, но именно с них нужно начинать. Н-р: укачивание куклы (игрушек-животных); укладывание куклы (игрушек-животных) спать; подготовка кровати к укладыванию куклы (игрушек-животных); усаживание куклы (игрушек-животных) за стол; кормление куклы (игрушек-животных) и т.д.

Ролевые игры - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка. Это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации обучающегося с выраженным интеллектуальным нарушением. Н-р: «У нас в гостях кукла», «Уложим куклу спать», «Прогулка малышей», «Кукла заболела», «Оденем куклу на прогулку», «Учимся водить автобус», «Едем в гости».

Сюжетно-ролевые помогают развивать запас игровых действий с игрушками, с предметами их заменяющими. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. Н-р: «Дочки-матери», «Магазин», «Автобус», «Доктор» (первоначально главные роли выполняет педагог).

Театрализованные (режиссерские и игры драматизации) - являются наиболее синкретичным видом творчества и создают благоприятные условия для развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Н-р: «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Зайчики на полянке», «Бабочки на лужайке».

Подвижные (сюжетные подвижные игры) – важны не только для двигательного развития обучающихся, но также для развития и эмоционально-волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками подчинять своё поведение правилам игры. Н-р: «Добрый зонтик», «Дождик, дождик – кап-кап», «Дети и колокольчик», «Шар».

          На коррекционных занятиях ни в коем случае ребенок не должен переживать ситуацию неуспеха. Занятия должны быть оснащены всем необходимым оборудованием и эмоционально насыщены.

          Все знания и умения отрабатываются в классе на уроках и внеурочное время, а также дома с родителями.