Формирование жизненных компетенций через развитие сенсомоторных функций у детей с интеллектуальными нарушениями

Одной из важнейших задач современного образования является создание оптимальных условий для активизации основных линий развития детей с ОВЗ и их социальной адаптации. Согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (1) на первый план выдвигается формирование жизненных компетенций. Под «жизненными компетенциями» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Для детей с интеллектуальными нарушениями требуется специальная работа по введению их в социальную среду. Целью работы является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

  В соответствие с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью АООП (1) содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью и включает ряд программ, одна из которых – программы курсов коррекционной – развивающей области. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

 Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство и взаимодействие с окружающим миром. Сформированность целостного восприятия – условие правильной ориентировки в окружающей действительности и основана для развития жизненных компетенций. 

 Формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями в 1-4 классах осуществляется в том числе через реализацию коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».    

 Структура программы коррекционного курса (2) включает следующие разделы: развитие моторики и графомоторных навыков; тактильно – двигательное восприятие; восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; развитие зрительного и слухового восприятия; восприятие особых свойств предметов; восприятия пространства и  времени.

 Коррекционные занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предусматривают индивидуальный подход и проводятся систематически с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого. Занятия планируются и строятся с учетом практической подготовки детей к жизни. В процессе занятий формируются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина предметов), развиваются пространственные и временные представления, зрительное, слуховое восприятие и мелкая моторика рук. Коррекционные занятия помогают обучающимся начальных классов расширять жизненный опыт.

Коррекционная направленность занятий реализуется через различные виды деятельности: изобразительную, предметно-практическую, конструирование. В процессе изобразительной, предметно-практической деятельности дети знакомятся с разнообразием фактуры материала, получают широкие представления о возможностях его использования, определяют характерные качества и свойства. Действия с материалами и инструментами носят общеразвивающий эффект, положительно влияют на формирование эстетических чувств и художественного вкуса ребенка, воспитывают такие ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, умение работать в коллективе.

 Занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» позволяют сформировать у обучающихся максимальную самостоятельность в решении повседневных жизненных задач, в соответствии с психофизическими возможностями, включить в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневные социальные контакты.