РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

учитель-дефектолог Н.В. Шумкова

Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что его не определишь тактильно, цвет обязательно нужно видеть. Это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка.

Ознакомление с цветом традиционно начинается ещё в раннем возрасте, но дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую и в начальных классах путают многие цвета и их оттенки, а некоторые цвета не знают и не различают. У таких детей резко снижена цветовая чувствительность, не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.

Как работать родителям над развитием цветового восприятия? Работа по ознакомлению с цветом строится в несколько этапов:

·         первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко отличающихся по цвету («Разложи по цвету»);

·         даются задания на зрительном сближении, т.е. примеривание предметов по цвету («Найди похожий цвет»);

Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Вырабатывается понятие о том, что цвет – одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, лимон желтый и т.д.).

·         формирование у детей сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу.

Игры и упражнения на закрепление понятия цвета

«Какого света не стало?»  Ребенку показывают несколько шариков разного цвета, он называет их, потом закрывает глаза.  Затем нужно убрать один шарик.  И ребенок определяет, какого цвета не стало.

«Собери гирлянду»  Показать элемент, часть гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных кружков (можно использовать пуговицы).

«Неразлучные цвета» Взрослый называет предмет, разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например: «Ромашка» - лепестки белые, середина желтая, стебель и листья зелёные.

Навыки цветоразличения развиваются у детей в процессе многочисленных игр и упражнений, которые имеют творческий характер и направлены на формирование эстетического восприятия.