Коррекционно-развивающая среда, как средство развития сенсомоторных функций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Н.В. Шумкова
Россия, г. Бийск, КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»
Развитие сенсомоторного восприятия является главным условием коррекции дефекта познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающей действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Перед нами встала проблема, как создать в учреждении оптимальные условия для максимальной коррекции и развития сенсомоторных функций учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из проблемы, определили задачи: изучить состояние сенсомоторного развития учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья; создать оптимальные условий для корригирования недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве; совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность; формировать интерес к изучаемой теме.
Современная наука и практика доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст детей, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями каждого ребенка. Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется созданию коррекционно-развивающей среды. В школе создан коррекционный кабинет – интегрированное коррекционно-развивающее пространство, которое разделено на несколько зон: игровая зона; зона для проведения занятий с местом для динамических пауз и релаксаций; предметно-практическая зона.
Кабинет является методическим центром по ведению коррекционной работы в учреждении. Он оснащен современным оборудованием для успешной реализации коррекционно-развивающего процесса: мебелью, техническими средствами, специальными развивающими играми и игрушками, Монтессори-материалами. Весь материал отвечает требованиям гигиены, безопасности и эстетики. Кабинет отвечает требованиям предметно-развивающей среды, оптимально насыщен, многофункционален, имеет возможность трансформирования.
Проведение коррекционных занятий предполагает наличие в кабинете дидактических игр разного вида, которые имеют обучающий характер. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей.
В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 - 4 классов. В работе используются игровые приемы обучения с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения положительного результата. Для каждого ребенка создаются условия по обеспечению мотивации любого из видов деятельности. В занятия включаются различные виды деятельности: изобразительная, предметно-практическая, конструирование. В процессе изобразительной, предметно-практической деятельности дети знакомятся с разнообразием фактуры материала, получают широкие представления о возможностях его использования, определяют характерные качества и свойства. Действия с материалами и инструментами носят общеразвивающий эффект, положительно влияют на формирование эстетических чувств и художественного вкуса ребенка, воспитывают такие ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, умение работать в коллективе. Кроме того, занятия, проводимые в коррекционном кабинете, способствуют развитию координации движений, развитию мелкой моторики рук, действий рук и глаз, выработке точности движений и др. Занятия формируют у детей умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Учащиеся учатся устанавливать отношения и связи между деталями и предметами, овладевают пространственными отношениями и навыками моделирования пространства, чтением графических модулей, простых схем-планов и др.
При проведении занятий опорным является метод интегрированного обучения: дети читают правила выполнения задания; знакомятся с новым лексическим значением слова; разгадывают сканворды, кроссворды, ребусы; измеряют меры емкости, массы и др. Осуществляемая таким образом деятельность способствует достижению высокого уровня продуктивности за счет смены статичных и динамических поз, подачи и переработки информации с помощью различных анализаторов.
Практика показывает, что большая часть младших школьников, имеющих отклонения в умственном развитии, не получает квалифицированную коррекционную поддержку до поступления в школу. Поэтому при планировании занятий используем те виды деятельности, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные коррекционные задачи.
Литература:
1. Митиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Митиева, Э.Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.