Коррекционно-развивающая среда, как средство развития сенсомоторных функций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Н.В. Шумкова

Россия, г. Бийск, КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

 

Развитие сенсомоторного восприятия является главным условием коррекции дефекта познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающей  действительности, оперировать этими знаниями, зависит  процесс его «вхождения» в окружающий мир. Перед нами встала проблема, как создать в учреждении оптимальные условия для максимальной коррекции и развития сенсомоторных функций  учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из проблемы, определили задачи: изучить состояние сенсомоторного развития учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья; создать оптимальные условий для корригирования недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве; совершенствовать сенсорно-перцептивную  деятельность; формировать интерес к изучаемой теме.

Современная наука и практика  доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст детей, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими  психологическими особенностями каждого ребенка. Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется созданию коррекционно-развивающей среды. В школе создан коррекционный кабинет – интегрированное коррекционно-развивающее пространство, которое разделено на несколько зон:  игровая зона;  зона для проведения занятий с местом для  динамических пауз и релаксаций;  предметно-практическая зона.

Кабинет является методическим центром по ведению коррекционной работы в учреждении. Он оснащен современным оборудованием для успешной реализации коррекционно-развивающего процесса: мебелью, техническими средствами, специальными развивающими играми и игрушками, Монтессори-материалами. Весь материал отвечает требованиям гигиены, безопасности и эстетики. Кабинет отвечает требованиям   предметно-развивающей среды, оптимально насыщен, многофункционален,  имеет возможность трансформирования.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие в кабинете дидактических игр разного вида, которые имеют обучающий характер. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей.

В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 - 4 классов. В работе используются игровые приемы обучения с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения положительного результата. Для каждого ребенка создаются условия по обеспечению  мотивации любого из видов  деятельности. В занятия включаются  различные виды деятельности: изобразительная, предметно-практическая, конструирование. В процессе изобразительной, предметно-практической деятельности дети знакомятся  с разнообразием фактуры материала, получают широкие представления о возможностях  его использования, определяют характерные качества и свойства. Действия с материалами и инструментами носят  общеразвивающий эффект, положительно влияют на формирование эстетических чувств и художественного вкуса ребенка, воспитывают такие ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, умение работать в коллективе. Кроме того,  занятия, проводимые в коррекционном кабинете, способствуют развитию координации движений, развитию  мелкой моторики рук, действий рук и глаз, выработке точности движений и др. Занятия  формируют у детей умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Учащиеся  учатся устанавливать отношения и связи между деталями и предметами, овладевают пространственными  отношениями и навыками моделирования пространства, чтением графических модулей, простых схем-планов и др.

При проведении занятий опорным является   метод интегрированного обучения: дети читают правила выполнения задания; знакомятся с новым лексическим значением слова;  разгадывают сканворды, кроссворды, ребусы; измеряют меры емкости, массы и  др. Осуществляемая таким образом  деятельность способствует достижению высокого уровня продуктивности за счет смены статичных и динамических поз, подачи и переработки информации с помощью различных анализаторов.

Практика показывает, что  большая часть младших школьников, имеющих отклонения в умственном развитии, не получает квалифицированную коррекционную поддержку до поступления в школу.  Поэтому при планировании занятий используем те виды деятельности, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные коррекционные задачи.

Литература:

1.    Митиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Митиева, Э.Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.