Развитие временных представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять его. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. В этом проявляется социальный характер субъективного отражения времени. Развитие временных представлений для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет для них огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. От качества ориентировки во времени зависят осознание ребенком режима дня, усвоение учебного материала на уроках и его дальнейшая социальная и трудовая адаптация.

Тема «Время. Меры времени» - в силу своей абстрактности наиболее трудна  для восприятия учащимися начальных классов с интеллектуальной недостаточностью. Специфические особенности их восприятия и познавательной деятельности в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени, а следовательно, и ограничивают использование соответствующих знаний в практической деятельности. Процесс формирования временных представлений для этих детей сложен, так как время -  объективная реальность, представить которое сложно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Наши  дети, зачастую приходя в школу, не могут назвать части суток,  не знают дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о продолжительности отдельных (привычных) видов деятельности. Еще сложнее формируется у них представления о последовательности основных жизненных событий, слабо владеют временной терминологией. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.

Временные представления и понятия имеют особенности, затрудняющие их восприятие и усвоение, а именно:

  • невозможность восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади т.д.) нельзя видеть, осязать, тактильно ощущать;

  • меньшая конкретность временных представлений по сравнению с другими (например, с пространственными) представлениями;

  • большая обобщенность, малая дифференцировка;

  • возможность изменение времени только косвенным путем, т.е. через те измерения, которые производятся за определенный временной интервал: количеством движений (отхлопали 2 раза – прошла 1 секунда), перемещением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до 2 – прошло 5 минут);

  • обилие и разнообразие временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительностью ее употребления (то, что вчера было завтра, завтра будет  вчера).

Перед педагогами школы стоит задача – развитие у учащихся временных представлений. Необходимо проводить дополнительные специальные коррекционные игры и упражнения, как на уроках, так и во внеурочное время. Формальное заучивание  названий дней недели, суток или месяцев не даст должного эффекта. Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться с опорой на наглядное пособия, включенные в предметно-практическую деятельность, дидактические игры.

Коррекционно-развивающие задания

для формирования временных представлений у учащихся

с интеллектуальной недостаточностью

  1. Необходимо предлагать задания на сравнение знакомых, связанных с практической деятельностью, временных представлений.

( что длится дольше – урок или перемена, что короче по времени обед или прогулка и др.)

Такие задания формируют представления о бытовом времени.

  1. КРИ «Молчанка»

У вас на парте лежат карточки с названиями дней недели. Расположите их в правильной последовательности.

А теперь поиграем в молчанку. Я буду задавать вопрос, а вы будете молча поднимать нужную карточку с названием дня недели.

  • Какой сегодня день?
  • Какой день был вчера?
  • Какой день будет завтра?
  • Какой день по счёту пятый?
  • Какие дни выходные?
  • Какой день по счёту первый?
  • Какой ваш самый любимый день? Почему?
  1. 3Временные понятия   «утро», «день», «вечер», «ночь»

По карточкам, отображающим занятия людей, составить последовательность смены времени суток. Учитель называет время суток, дети показывают соответствующую картинку.

Учитель показывает движения, ребенок должен догадаться и назвать время суток (делает зарядку, умывается, одевается - утро; шьет на машинке, пишет на доске, играет в футбол - день; одеваем пижаму, заводит будильник, ложится спать в постель - вечер).

  1. Физкультминутки

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье –

Целый день я отдыхал.

Крайне важно помочь школьникам получить и систематизировать знания о времени, а также научить их планировать свою деятельность в режиме реального времени.

 «Отметь знаком + признаки весны»

Пригревает солнышко.

Сильные морозы.

Капель.

Люди ходят в валенках.

Прилетели грачи.

Набухают почки на деревьях.

Текут ручьи.

День становится короче, а ночь длиннее.

Тает снег.

Продолжите цепочки

Дни недели: понедельник, …

Времена года: весна, …

Весенние месяцы: март, …

Летние месяцы: июнь, …

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,

Вставь пропущенное слово

Зима, ___________, лето, осень.

Утро, день, ________, ночь.

Вторник, среда, четверг, ________.

Суббота, _____, понедельник, вторник.

Август, сентябрь, ___________, ноябрь.

____________, апрель, май, июнь.

Соедините стрелочками времена года и названия месяцев

ЗИМА           ВЕСНА           ОСЕНЬ           ЛЕТО

Май           Декабрь           Ноябрь           Июнь           Сентябрь           Август          

Февраль           Март           Январь           Апрель           Июль          Октябрь

Найди слова с противоположным значением

Вчера - _____________                                      

Прошлое -  _______________                           

Медленно -  _______________                          

Неожиданный -  _________________                

Молодой - ________________

Утро -  ________________

Лето -   ________________

Давний -   ________________

Слова для справок:  вечер, зима, пожилой, новый, быстро, будущее, завтра, долгожданный.

Вставь нужное число

1.      В году ______________месяцев.

2.      В неделе _______________дней.

3.      В сутках ____________ часа.

4.      В сентябре __________дней.

5.      В году ____________времени года.

6.      В сезоне ______________месяцев.

Зачеркни лишнее слово на строке

1.      Вчера, завтра, пятница, сегодня.

2.      Ночь, зима, утро, вечер.

3.      Природа,  осень, весна, лето.

4.      Июнь, июль, лето, август.

5.      Скоро, минута, секунда, час.

6.      Секундомер, часы, будильник, компас.

Соедини линией два обозначения одной и той же даты

Четвертое июля   Седьмое апреля  Восьмое марта   Десятое декабря  

Двенадцатое октября  

Третье августа     Первое мая  Пятое января                                        

03.08   07.04   01.05   08.03   04.07   10.12   05.01   12.10

Допиши ответ на вопрос

1.      Какой месяц бывает между мартом и маем? __________________

2.      Какой день недели бывает перед средой? ____________________

3.      Какое время года наступает после зимы? ____________________

4.      Какое время суток следует за утром? ________________________

5.      Какое время суток между ночью и днем? ____________________

6.      Какой день недели между четвергом и субботой? ______________